Рекомендации по профилактике и преодолению школьной тревожности

Рекомендации по профилактике и преодолению школьной тревожности для родителей и педагогов

Рекомендации для родителей:

  • необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на не полное право;
  • помочь ребенку в преодолении тревоги, создавая условия, в которых ему будет не так страшно;
  • делайте вместе с ребенком, но не вместо него;
  • можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени (боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то);
  • не забывайте, что ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей;
  • если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним;
  • будьте сами более оптимистическими, следите за выражением своего лица, чаще улыбайтесь, убеждайте ребенка, что все будет хорошо;
  • старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу ”нет худа без добра”;
  • если ребенок напряжен, предложите ему упражнения на расслабление: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.

Рекомендации для учителей:

  • избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость;
  • не сравнивайте ребенка с окружающими;
  • доверяйте ребенку, будьте с ним честным и принимайте его таким какой он есть;
  • чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;
  • способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что;
  • чаще обращайтесь к ребенку по имени;
  • демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
  • не предъявляйте ребенку завышенных требований; если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить;
  • будьте последовательны в воспитании ребенка, и не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше;
  • старайтесь делать ребенку меньше замечаний;
  • используйте наказание лишь в крайних случаях;
  • не унижайте ребенка, наказывая его;
  • общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей;
  • помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал бы себя ущемленным.

Общие принципы работы с тревожными детьми:

  1. дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;
  2. рисовать и разыграть пугающие ситуации;
  3. создать ситуацию успешности, компетентности;
  4. дать выход активности и агрессии ребенка.