Организация работы НОЛ

Организация исследовательской деятельностив научном обществе лицеистов как один из путей формирования учебной мотивации учащихся

Аристова Лилия Станиславовна

Кучер Элла Валерьевна

В настоящее время приобретает особое значение подготовка учащихся к серьезной самостоятельной работе. Реализация целей и задач современной школы напрямую связана с повышением интереса учеников к учебе, развитием пытливости и познавательной активности, интеллекту­альных умений, способов овладения информацией и преобразования ее в действия.  Для этого требуется развивать такие качества ума, как самостоятельность, наблюдательность, любознательность, умение ставить вопросы и решать логические задачи, выполнять задания проблемного и поискового характера, делать опыты, участвовать в экспе­риментах, сравнивать и анализировать результаты, обобщать полученные данные, делать выводы. Следовательно, учителю необходимо  предусмотреть такие ситуации, задания и виды деятельности учащихся, которые тренируют мыслительные процессы и нравственно-волевые уси­лия, развивают познавательные умения.  Одной из форм такой работы мы считаем активное включение учащихся в исследовательскую, поисковую деятельность.

Исследовательская деятельность учащихся является одним из направлений образовательного процесса в лицее.

Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Боль­шие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских обществ, которые предоставляют учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Ставя перед собой задачу подготовки выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны,  педколлектив планирует работу по подготовке лицеиста к поисково-исследовательской деятельности,  начиная с подготовительных курсов по поступлению учащихся в лицей.

Поэтому в Учреждении образования «Речицкий государственный районный лицей» было создано и активно работает научное общество лицеистов «Фотон». Создание научного общества  позволяет одаренным учащимся      попробовать свои силы в научно-исследовательской дея­тельности; раскрывать свой талант и раньше найти себя; воспитывать интерес к науке, развивать коммуникативные умения и навыки. Также работа в исследовательском обществе формирует широкий круг интересов и умений, компетентность, позволяет раскрыться лучшим человеческим качествам и творчески подходить к жизни.

Лицейское общество является одной из организационных форм, способствующих развитию  интеллектуального творчества лицеистов. Ценность его создания в том, что научные проблемы решаются учениками совместно с педагогами. Деятельность научного общества осуществляется по плану работы, утверждённому директором лицея, согласно Положению и Уставу.

Вступив в НОЛ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.  Это задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках разработки своих тем. Формами исследовательских работ являются доклад, статья, научный ответ, реферат, монография.

Темы работ, над которыми работают ребята,  носят различный характер. Это работы предметного, общепредметного характера, образовательные, творческие, коллективные и индивидуальные.  Мы стремимся к тому, чтобы исследовательская деятельность была продолжением и углублением учебной программы. Результаты выполнения проектов остаются в лицее в виде лабораторных разработок, программных продуктов.

На начальном этапе создания системы организации НОЛ мы разработали технологию овладения учащимися исследовательскими умениями и навыками. Она, во-первых, характеризуется тем, что  все лицеисты принимают участие в ней, а во-вторых, охватывает не отдельные предметы, а практически все, которые входят в учебный план лицея, следовательно, эта технология  системна, как по форме её построения, так и по содержанию.

Учебно-исследовательская деятельность   позволяет развивать личность ученика. Главное правило этого направления в работе  никакого принуждения, вся деятельность строится исключительно на интересе и желании учащихся. УИР дает возможность каждому лицеисту проявить себя, раскрыть и развить свои способности, осознать свою значимость, свою принадлежность к научной работе. Здесь они получают возможность познакомиться с методами исследовательской и творческой работы, учатся общению и умению работать в коллективе.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности:повышение уровня качества знаний учащихся, расширение научного кругозора;  выявление наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих способностей; привитие культуры самообразования и саморазвития школьников; организация деятельности учащихся с целью подготовки их к участию в различных олимпиадах и конкурсах; профориентация учащихся и подготовка их к получению дальнейшего образования.

Можно с уверенностью утверждать, что в учебно-исследовательской деятельности формируются те самые предметные и общие компетенции, развитием которых так озабочена современная система образования. Если в среднем звене сформированы навыки учебной исследовательской работы, в старшей школе можно использовать более сложные формы организации деятельности учащихся, в частности – метод проектов и индивидуальные научно-исследовательские работы. Принято считать, что подготовительный период для исследовательской работы – это старшие курсы вуза. Однако кое-что удается сделать и школьникам.

Практическая реализация этой технологии состоит в проведении  мероприятий с целью развития у учащихся умения использовать полученные знания как средство для работы с информацией на уровне предметных знаний и умений; развития мотивации учения и познавательных способностей у учащихся, выработки умений состязаться в строго указанных временных рамках, воспитания состязательности как личностного качества лидеров и конкурентоспособности в дальнейшей жизни.

Поэтому важным событием в жизни ученического научного общества являются научные конференции различных уровней: лицейские, областные, республиканские, международные. Ежегодно в феврале в лицее проводится  Декада Науки, в рамках которой  проходят дни наук. В эти дни ребята защищают исследовательские работы, пробуют себя в роли научных руководителей; проводятся уроки научной организации труда (НОТ), интерактивные игры, семинары для учащихся по актуальным проблемам исследовательской деятельности.

Уже третий год по инициативе лицея проводятся районные научные чтения учащихся «Золотые россыпи», в которых принимают участие школьники города и района. Специально в день чтений проходит торжественное открытие, зажигается огонь знаний, даётся клятва участника чтений.  Работают секции «Филология и не только…», «Опыт. Исследование. Разум»,  «Историческое и культурное наследие», «Содружество», «Педагогика. Социология. Психология». Выступления докладчиков сопровождаются показом видеозаписей, проведением опытов и пр. Жюри – учителя, лицеисты, представители общественных организаций, отдела образования – оценивает логику изложения, самостоятельность суждений, оригинальность, творческий подход, ораторское искусство, умение заинтересовать аудиторию.  По итогам защиты лучшие работы включаются в лицейские сборники научных работ  и выдвигаются на другие конференции.

Лицеисты становятся призёрами и дипломантами Международной научной конференции молодых учёных “Молодёжь в науке” и форума студенческой и учащейся молодёжи “Первый шаг в науку” в г. Минске, Республиканского конкурса учащихся общеобразовательных учреждений (БГУ), областных Мележевских чтений в г. Гомеле, областного интеллектуального фестиваля «КоллегиУМ» в г. Рогачёве, конкурса научных биолого-экологических работ и НПК школьников “Молодежь и экологические проблемы современности”, областного лингвистического конкурса «Знай и люби русский язык», Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», 11 Республиканского турнира юных математиков,  Международной дистанционной математической олимпиады в Санкт-Петербурге «Третье тысячелетие». Команда лицеистов  участвовала в работе XIVи  XVРеспубликанской летней  научно-исследовательской школы на базе СОЛ «Бригантина» Белорусского государственного университета. Учащийся Фурс Андрей завоевал похвальный отзыв на X Международных  Колмогоровских чтениях в городе Москве.

Популярными становятся дистанционные олимпиады. Это замечательная возможность проверить свои знания не только по выбранному предмету, но и в овладении информационными технологиями. Так, была проведена Международная  олимпиада по математике и физике между нашим лицеем и лицеями № 27 Брянска (Россия), № 2 города Конин (Республика Польша).

Многие лицеисты сориентированы на получение высшего технического образования, поэтому и темы работ определяются интересами лицеистов к выбранной профессии. Наш лицей уже несколько лет сотрудничает с преподавателями Гомельского государственного университета  имени Ф.Скорины. Один раз в два года в лицее проходит областная научно-практическая конференция по математике, её приложениям и информационным технологиям «Поиск», инициированная физико-математическим факультетом ГГУ.

Очень важно, чтобы на заключительном этапе при подведении итогов, лицеист видел новые проблемы, вытекающие из проведённого исследования, что может служить темой нового исследования, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности. Навыки, полученные в работе над ним, помогают, по мнению выпускников, успешно справляться с дипломными и курсовыми работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать своё собственное мнение и позицию.

Имея в основе поиск истинности, научно-исследовательская работа в лицее носит характер экспериментальности и  по содержанию, и по форме. Можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность НОЛ, став неотъемлемой частью содержания лицейского образования, является устойчивой формой образовательного процесса.

Литература:

1.  Алексеев, А.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.С., Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/ А.Г.АлексеевА.В.Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина // Журнал «Исследовательская работа школьников» №1. – 2002.

2.  Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе/Н.И.Дереклеева.- Москва, 2005.

3.  Каменский, А.М. Стратегические ориентиры в управлении современной школой/ А.М.Каменский.- Москва, 2007

4.  Панютина, Н.И. и др. Система работа образовательного учреждения с одарёнными детьми/ Панютина Н.И. – Волгоград, 2007.

5.  Пастухова, И. Инструмент социального взросления/И.Пастухова//Лицейское и гимназическое образование.- №3.-2001.

6.  Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/ А. И. Савенков//Журнал «Директор школы».- М: 2003, №8

7.Сергеев, Н. К. Особенности организации и содержания научно – исследовательской деятельности  / Н. К. Сергеев. –  М.- 1993

8.  Туктаева, Л.И. Дорога открытий/Л.И.Туктаева//Сборник статей, серия и нструктивно-методическое  обеспечение содержание образования МКО.- М., 2001

9.  Фирсова, М.М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии/Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.

УСТАВ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ЛИЦЕИСТОВ «ФОТОН»

Концепция научного общества лицеистов

Главные идеи концепции:

  1. Сохранение устойчивых культурных и нравственных приоритетов, поддержание авторитета образования науки, социального престижа знаний.
  2. Деятельность научного общества лицеистов  (далее – НОЛ) связана не просто с удовлетворением потребностей учащихся в дополнительном образовании, а с возможностью комплексно охватить каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями. Только при таком условии можно адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор.

Актуальность концепции

В условиях уже реально действующего рынка труда возросла социальная значимость знаний, предпосылки профессиональной ориентации и социальной адаптации создаются сегодня не в вузе, они создаются в школе.

Элементы научно-методической новизны:

  • трактовка НОЛ как особой образовательной политики, где объективные задачи образования соединены с личностными;
  • определение НОЛ как особого культурного пространства самостоятельного диалога культур и наук;
  • обоснование деятельности НОЛ как идеальной площадки для проведения «чистого» педагогического эксперимента для внедрения целостного концептуального подхода и отслеживания конкретных результатов.

Принципы деятельности НОЛ:

  • свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
  • индивидуализация образовательной траектории учащихся;
  • создание условий для самореализации личности;
  • социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
  • культурологический подход как возможность объединения гуманитарного и естественнонаучного направлений.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ НОЛ «ФОТОН»

Научное общество  лицеистов – добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в опре­деленной области науки, учебного предмета, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности под руководством педагогов, других специалистов. Общество осуществляет свою деятельность через своих членов.

Целью создания  НОЛ является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно- исследовательской и творческой деятельности учеников, а также  приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Основные задачи общества:

  1. Создать условия, способствующие повышению уровня образованности учащихся;   содействовать  формированию системы научных взглядов учащихся.
  2. Развивать интерес к исследованию окружающей естественной и социальной среды, знакомить учащихся с методами и приемами научного поиска.
  3. Развивать у учащихся познавательную активность и творческие способности.
  4. Разработка и реализация исследовательских проектов;
  5. Учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
  6. Воспитывать активную гражданскую позицию учащихся.
  7. Расширять  кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
  8. Оказывать помощь в профессиональном самоопределении учащихся.
  9. Участие в проводимых в рамках деятельности лицея, района, области олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.

Направления деятельности:

  • организация исследовательской деятельности учащихся;
  • организация семинаров, конференций в рамках деятельности лицея;
  • участие в выработке решений, касающихся внутренней жизни лицея, в рамках лицейского самоуправления;
  • осуществление контактов с представителями науки, творческой интеллигенции, об­щественных движений, других образовательных учреждений города и страны;
  • распространение и пропаганда материалов о своей деятельности.

 СТРУКТУРА

НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ЛИЦЕИСТОВ «ФОТОН»

Членом НОЛ может стать любой учащийся лицея, реко­мендованный преподавателем учебного заведения. В деятельности НОЛ могут принимать участие представители образовательных учреждений го­рода, других регионов.

Вступив в НОЛ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят занятия, консультации, лекции, создаются проекты. Структура НОЛ  отражает основные направления его деятельности. В составе НОЛ могут создаваться также отдельные творческие группы, занимающиеся изучением и разработкой различных актуальных вопросов. Научно-методическое руководство НОЛ «Фотон»  осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе. Научный руководитель НОЛ «Фотон»  обеспечивает постановку научно-методических и исследовательских задач, определяет пути и методы их решения, также представляет отчет о результатах деятельности НОЛ за учебный год на педагогических советах лицея. Отчёт входит в  проблемно-ориентированный анализ работы лицея за учебный год.  Секциями руководят педагоги лицея.

Главой общества является  Министр образования Лицейской Республики. На этот пост всеобщим голосованием  выбирается любой из учащихся  лицея, чья предвыборная программа, научные заслуги значимы для граждан Лицейской Республики.

Руководящим органом НОЛ является совет общества, включающий в свой состав учащихся старших классов, руководителей секций из числа учителей, учащихся, представителей вузов, выступающих в качестве научных консультантов. Совет общества во главе с главой планирует, координирует и осуществляет контроль за деятель­ностью секций. Решения, принимаемые советом, являются обя­зательными для всех его членов. Совет общества для осуществления своей деятельности собирается не реже одного раза в месяц.

НОЛ  состоит из  секций: историко-краеведческой, эколого-биологической, физико-математической, лингвистической (русский язык и литература, белорусский язык и литература, иностранные языки), психолого-педагогической.

В конце учебного года проводится заключительная конференция на которой глава НОЛ  отчитывается о проведенной в течение года работе, а также определяются и награждаются победители в каждой предметной секции. Научное общество  заинтересовано в расширении числа своих членов и участников. Общество открыто для международного сотрудничества.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ЛИЦЕИСТОВ

Необходимость создания НОЛ продиктована всем ходом развития образовательного  процесса в лицее. Идея создания об­щества принадлежит учащимся и педагогам лицея. Создание НОЛ прошло через два этапа. Первый этап предусматривал знакомство коллектива, инициативной группы учащихся с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей стране. Некоторое время было потрачено на сбор материалов, обобщение имеющегося опыта, изучение нормативных доку­ментов. В результате второго этапа деятельности оформилась организа­ционная  структура НОЛ.

Работа научного общества осуществляется в несколь­ких направлениях:

Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах: отдельные задания (написание рефератов по различным предметам, выступления с данными рефератами на уроках и классных часах.).
Групповая форма (включает в себя работу над  исследовательскими проектами).

Массовые формы:встречи с интересными людьми; совместная подготовка с учителями предметных олимпиад, Декады науки, сотрудничество  с преподавателями ГГУ им. Ф.Скорины, участие в чтениях и научно-практических конференциях лицея, районных, областных, республиканских, международных интеллектуальных мероприятиях.

Содержание деятельности научного общества лицеистов:

  1. Организация лекториев, проведение уроков научной организации труда для преподавателей и учащихся по темам исследовательских работ, отдельным вопросам науки, по вопросам культуры умственного труда.
  2. Работа научных руководителей и учащихся по поиску и обзору научной литературы.
  3. Организация творческих встреч с исследователями, учеными специалистами.
  4. Ежегодное проведение практической конференции, где подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года.
  5. Типы научно-исследовательских работ учащихся: рефераты, теоретические работы, теоретические работы с элементами прогноза, проектные работы.

Права и обязанности членов научного общества лицеистов:

Члены общества работают в одной из секций, участвуют в конференциях, самостоятельно углубляют знания в избранной области наук, участвуют в пропаганде их среди учащихся лицея, вносят предложения по дальнейшему совершенствованию работы общества.

Члены НОЛ  имеют право:

–         работать в одной – двух секциях;

–         принимать участие в конференциях различного уровня;

–         использовать материальную базу образовательного учреждения для самостоятельных исследований;

–         иметь научного руководителя, получать консультации и рецензии на свои работы;

–         публиковать результаты своей исследовательской работы в сборнике научных и творческих работ учащихся,  газете «Речицкий лицей»;

–         принимать участие в работе общего собрания НОЛ;

–         избирать и быть избранным в руководящие органы НОЛ;

–         добровольно выйти из состава НОЛ.

По итогам участия в интеллектуальных мероприятиях, за активную работу в научном обществе и достигнутые творческие успехи в исследовательской деятельности члены НОЛ могут быть награждены дипломами, ценными подарками, по ходатайству администрации лицея – дипломами и премиями различных уровней; работы учащихся могут быть рекомендованы и направлены для участия в конкурсах различных  уровней.

Материальная база НОЛ «Фотон»

Материальная база НОЛ формируется из собственных средств лицея. Под базой подразумеваются библиотека, читальный зал, кабинет информатики и информационных технологий с выходом в Интернет и интерактивной системой, предметные  кабинеты, приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др.