Методические рекомендации по проведению единого дняинформирования для обучающихся учреждений образования
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX-XI классов будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.
В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.
Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).
Структурумероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:
ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.
ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.
ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).
В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php. В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).
При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытомдеятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3 – 10 минут.
Информационный материал для подготовки и проведения единого дня информирования размещён в приложении к данным методическим рекомендациям. В целях визуализации предложенной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию.
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ДНЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ В СЕНТЯБРЕ 2018 ГОДА
Тема: «Беларусь. Социально-экономические и общественно-политические события сентября».
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Ведущий знакомит учащихся с содержанием двух информационных блоков:
«Сделано в Беларуси»:производство отечественных музыкальных инструментов и спортивного инвентаря»;
«Об итогах белорусско-российских переговоров в Сочи»:
– интеграция в военно-политической сфере;
– безопасность и безвизовый режим Союзного государства;
– экономическое сотрудничество (развитие сельского хозяйства, поставки продовольствия, грузоперевозки, промышленная кооперация)и др.;
– исполнение договоренностей по поступлению таможенных пошлин на нефть и газ.
В целях визуализации предложенной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используяматериалы приложения к данным методическим рекомендациям и материалы сайтов:
http://president.gov.by/ru/video_ru/getRecord/703573/
http://president.gov.by/ru/photo_ru/getRubric/501838/
Переговоры с Президентом России Владимиром Путиным
http://president.gov.by/ru/news_ru/view/peregovory-s-prezidentom-rossii-vladimirom-putinym-19531/
Лукашенко: белорусско-российские переговоры в Сочи были тяжелые, но результативные
http://www.belta.by/video/getRecord/3452/
Лукашенко о переговорах с Россией по рефинансированию $1 млрд долга: отторжения не было никакого
http://www.belta.by/video/getRecord/3457/
Возможность продления срока возврата кредита на БелАЭС и снижения процентной ставки обсудили в Сочи
http://www.belta.by/video/getRecord/3458/
Лукашенко: понимание с Россией по теме пересечения иностранцами белорусско-российской границы есть
http://www.belta.by/video/getRecord/3460/
Путина удивила ситуация с квотами для белорусских перевозчиков – Лукашенко
http://www.belta.by/video/getRecord/3461/
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Главе государства представили сделанные в стране музыкальные инструменты: пианино, гитары, цимбалы, балалайки, баян и другие.
Вопросы для обсуждения:
-Какую роль играет музыка в нашей жизни?
-Пробовали ли вы себя на музыкальном поприще? Легко ли подобрать хороший инструмент для занятий музыкой?
-Приходилось ли вам сталкиваться с проблемой приобретения нужного музыкального инструмента? Что для вас значит «качественная музыка»?
-Чем вызвано такое пристальное внимание Президента нашей страны к производству отечественных музыкальных инструментов? Зачем белорусскому государству свои «Страдивари»?
-Даст ли толчок собственное производство музыкальных инструментов дальнейшему развитию талантов детей и молодежи?
-Какие условия созданы для раскрытия талантов детей и молодежи?
-Как вы относитесь к появлению уличных музыкантов?
Президента Республики Беларусь проинформировали о конструкторских особенностях специальных видов техники, отечественном инвентаре для зимних видов спорта и их отличительных особенностях в сравнении с импортными аналогами.
Вопросы для обсуждения:
– Какие действия предпринимаются в нашей стране, в нашем регионе для развития и популяризации зимних видов спорта?
– Какими видами спорта вы занимаетесь либо хотели бы заняться?
– Производится ли спортивный инвентарь для зимних видов спорта на белорусских предприятиях?
– Была ли у вас возможность им воспользоваться? Если да, то что вы можете сказать о его качестве?
В фокусе обсуждения: творческие способности, увлеченность, профессионализм, народное творчество, заинтересованность, достижения, рачительность, гордость за отечественного производителя, здоровый образ жизни.
На белорусско-российских переговорах в Сочи были рассмотрены все вопросы, которые стояли в повестке в последние несколько лет, там, где позволили интересы, был найден равновыгодный компромисс.
Вопросы для обсуждения:
– Как вы считаете, каково значение переговоров на уровне глав государств для налаживания сотрудничества между странами и народами?
– Является ли военная безопасность страны залогом её устойчивого социально-экономического развития? Аргументируйте свою точку зрения.
– Назовите преимущества безвизового режима между Республикой Беларусь и Российской Федерацией?
– Какое влияние на экономику страны могут оказать достигнутые договоренности?
– Согласны ли вы с тем, что залогом успешной экономической интеграции двух стран является точное выполнение взаимных обязательств?
– Какую роль играет нефтегазовая промышленность в экономике нашей страны?
– Является ли БелАЭС залогом энергобезопасности нашей страны?
В фокусе обсуждения: умение вести переговоры, способность находить компромисс, привлечение внимания к проблемам и достижениям страны, ответственность за принятые решения, культура взаимоотношения, доверие, привлечение внимания молодежи к вопросам экономики, уважительное отношение к партнерству, экономическая интеграция.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»ведущий ток-шоу подводит итоги.
Вопрос для обсуждения:
– Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор?
Для реализации целевой установки ШАГА 3 можно обсудить с учащимися проведение акции по подготовке зимнего спортивного инвентаря к сезону, проведение благотворительного концерта силами учащихся, которые умеют играть на музыкальных инструментах.