Формирование финансовых компетенций средствами учебного предмета «Математика»
Романова Н.Н., учитель математики
Бранил Гомера, Феокрита,
зато читал Адама Смита
и был глубокий эконом,
то есть умел судить о том,
как государство богатеет
и чем живёт и почему не нужно золота ему,
когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог и земли отдавал в залог.
А.С. Пушкин
На свете существует много наук, и все они тесно связаны друг с другом. Нельзя заниматься химией, не зная физики, биологией, не зная химии… Но есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это математика. Ее понятия, представления и символы служат тем языком, на котором говорят, пишут и думают представители других наук. При помощи математического аппарата возможно моделирование практической деятельности в реальной жизни, ее отдельных сторон, качеств и областей.
Многие экономические понятия, такие как депозит, акция, стоимость, инфляция, прибыль, банковский процент, режим экономики, банкротство, дивиденды составляют тот фон, на котором проходит жизнь нашего общества. К сожалению, многие учащиеся лишь приблизительно знают значение данных слов. Мы консультировались с учителями обществоведения и узнали, что крайне мало времени на уроке отведено программой рассмотрению этих вопросов. Поэтому сегодня встает вопрос об экономической грамотности общества, его культуре. На уроках математики в 10 «В» классе перед изучением темы «Убывающая геометрическая прогрессия» мы с учащимися повторили темы «Арифметическая прогрессия» и «Геометрическая прогрессия», на факультативном занятии тему «Проценты». Известно, что основными математическими понятиями, используемыми в финансовых вычислениях, являются: процент, арифметическая и геометрическая прогрессии.
Среди задач экономической направленности наиболее распространенными являются задачи о банковских вкладах: без капитализации процентов и с капитализацией процентов. Для решения данных используют формулы простых
и сложных процентов:
На уроках математики в 10 «В» классе учащиеся решали задачи о банковских вкладах на этапе устной работы. Например,
1. Банк начисляет по вкладам 20% годовых. Какую сумму денег можно получить
через год, положив на депозитный счет 250 белорусских рублей?
2. В банке взят кредит в размере 640 евро сроком на один год. Какую сумму денег
придется вернуть, если кредитный процент банка составляет 25% годовых?
3. Вы взяли в банке кредит в размере 400 белорусских рублей, а через год вам пришлось вернуть 700 белорусских рублей. Определите кредитный процент, начисляемый банком за год.
4. Настя, взяв кредит в размере 40 долларов, через год вернула 48 долларов.
Определите сумму Катиного кредита (кредит взят на тех же условиях), если через год она вернула 90 долларов.
В ходе работы ясно обозначилась необходимость знания значений экономических терминов: банк, кредит, пеня, дивиденд, прибыль, инфляция и т.д.
Надеюсь, что работа в инновационном проекте поможет учащимся восполнить эти пробелы.