Памятка педагогу! Внимание!
Как правило, степень опьянения не всегда определяется только количеством принятого спиртного на один кг веса, опять же индивидуальной переносимостью алкоголя и состоянием организма. Картина алкогольного опьянения всегда и напрямую зависит от реальной степени такого опьянения. Так при легком опьянении отмечаются раскованность, повышается общительность человека, снижение его самоконтроля и, конечно же, самокритики. Конечно, характерным признаком является запах алкоголя изо рта. И если увидеть признаки алкогольного опьянения у подростка обычно не составляет труда, то с наличием признаков, которые указывают на то, что ребенок может употреблять наркотик – сложнее.
Если Вы обнаружили подобные признаки, следует насторожиться!
Основные признаки:
1. следы от уколов, порезы, синяки (особенно на руках);
2. наличие у подростка свернутых в трубочку бумажек, маленьких ложечек, шприцев и/ или игл от них;
3. наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из под лекарственных или химических препаратов;
4. тряпочки, пахнущие толуолом, пустые тюбики из-под клея, бензина, пустые баллончики из-под лака для волос; пластиковые пакеты, пропитанные химическими запахами;
5. папиросы (особенно «Беломор») в пачках из под сигарет;
6. расширенные или суженые зрачки, блеск глаз;
7. нарушение речи, походки при отсутствии запаха алкоголя;
8. особенности поведения: беспричинное веселье, отрешенность, заторможенность, стремление к контакту и др.
Дополнительные признаки:
1. изменение круга друзей или появление «товарищей», которые употребляют наркотики;
2. снижение успеваемости, увеличение количество прогулов, плохое поведение, снижение интереса к обычным развлечениям;
3. увеличивающееся безразличие к происходящему рядом;
4. утомляемость, погружённость в себя, невнимательность, ухудшение памяти;
5. плохое настроение или частые беспричинные смены настроения, регулярные депрессии, нервозность, агрессивность, снижение веса;
6. внешняя неопрятность, покрасневшие или мутные глаза.
Экстренные действия педагогов и администрации учреждения образования при подозрении на наркотическое или алкогольное опьянение подростка:
1. Если Вы заподозрили, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сохраните доверие с ребенком, не спугните его, не кричите. Отделите его от одноклассников.
2. Немедленно поставьте в известность руководителя школы.
3. Срочно вызовите в школу родителей (законного представителя), сотрудника ИДН и медицинскую сестру, изложите им свои подозрения для дальнейшей работы (при необходимости- сотрудник ИДН доставляет несовершеннолетнего на освидетельствование и консультацию к врачу-наркологу).
4. Если Вы видите, что подросток при этом плохо себя чувствует (тяжелое дыхание, дезориентировка, потеря сознания, рвота) – необходимо вызвать «скорую помощь».
5. Сообщите в отдел образования, спорта и туризма (экстренно телефонным звонком (6-20-34, 80445488841), затем докладной запиской с указанием даты, времени, факта, кто выявил, кого вызвали).
Экстренные действия педагогов и администрации учреждения образования при обнаружении наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, либо предметов, их напоминающих, или приспособлений для употребления наркотиков:
1. Обеспечить их неприкосновенность.
2. Установить очевидцев происшедшего.
3. Сообщить по телефону 102, вызвав в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке сотрудников милиции для проведения необходимых мероприятий.
4. Сообщить в отдел образования, спорта и туризма.
Действия администраций учреждения образования при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков:
1. Предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в необходимости обращения за едицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии наркотического опьянения, вовлечения сверстников в употребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
2. Предложение помощи подростку должно быть корректным, и если ситуация позволяет, то желательно ненавязчивым.
Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.
3. Необходимой представляется информированность педагогов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним, и основах ее организации. Следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организаций.
4. При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.
5. Необходима просветительно-пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение научно-популярной информации, среди родителей и прочие формы противодействия молодежному наркотизму.