Медиаобразование и формирование финансовых компетенций учащихся

Медиаобразование и формирование финансовых компетенций учащихся

Сегодня очень много говорится и пишется об информатизации образования. Информатизация образовательного процесса это комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией. Но, говоря об информатизации, очень много внимания уделяется именно техническим аспектам. Хочу затронуть такую важную тему – как медиаобразовательные умения работы с информацией. 

Под  медиаобразованием мы понимаем образование, ориентированное на приобретение учащимися знаний о коммуникациях и средствах массовой информации, использование средств коммуникации для приобретения различных знаний и творческого самовыражения, оценку достоверности информации, развитие критического мышления,  соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность.

Цели медиаобразования ориентированы на приобретение учащимися знаний о коммуникациях и средствах массовой информации формирование умений работать с информацией: обучение восприятию и переработке информации,  развитие критического мышления,  умений понимать скрытый  смысл  того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ, адекватное понимание медиатекстов, использование средств коммуникации для творческого самовыражения. Одной из них является ориентация на использование новых информационных технологий, таких как мультимедиа и Интернет, обладающими мультимедийными информационными возможностями.

Медиаобразование сталкивается с новыми видами проблем, связанных с работой в информационных системах и гипертекстовых средах обучения. 

Медиаобразование – это совместная деятельность обучающего и обучаемого по формированию у последнего умения вычерпывать смыслы из медиатекстов и создавать собственные смыслы новых медиатекстов на основе полученных знаний. При таком понимании медиаобразования средства массовой информации становятся одновременно и объектом изучения, и средством обучения. 

В моем выступлении цель  медиаобразования  обозначена  как формирование медиакомпетентности учащегося.

Медиакомпетентность предполагает умение работы с информацией: поиск, обработка, анализ, обобщение, а также  умение передавать научно-техническую информацию, превращая  ее  в  новый тип  знаний,  в  том  числе  часто  меняющуюся  информацию в методических и  нормативных документах. 

Элементы  медиаобразования:  медийные  презентации, учебные фильмы, работа с разными  видами  СМИ, широко  используются  в повседневной жизни, как педагога, так иучащихся.

Смысл интеграции медиаобразования заключается в том, что  следует находить  как  можно  больше  точек  соприкосновения  учебной информации  и «внешних» информационных потоков, с которыми сталкивается  учащийся.

 Команда в составе учителя Аристовой  Л.С и учащихся 11 классов лицея: Головко Екатерина, Колоцей Ирина, Финова Виктория, Евтишенкова 

Кристина принимали участие в учебно-сетьевом проекте (УСП) “Не свисти…”, в рамках Республиканских Купаловских чтений Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. 

  Экономическая культура предполагает, что разумные люди планируют свою жизнь наперед. Заранее расставляют приоритеты и цели во всех сферах жизни, используя при этом законы денег и определенные финансовые знания и инструменты. Единая ссылка на форму регистрации - https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd-K4_jeTcOAb4rPOz6XdzI0amWC3dugurQsKz8Gb1zt8DnWw/viewform 

Целый месяц (июнь) мы трудились, что бы узнать, достаточно ли мы имеем начальные знания о финансовой грамотности.Для нас, было важно получить первоначальные знания по финансовой грамотности. В целом мы освоили проект!  Я предлагала коллегам  по лицею и учащимся с командами участвовать  в этом проекте в ноябре.  

Нашей командой  «КОПиЕЙКА», создан блог

http://kbwtqhtxbwf.blogspot.com.by, наш девиз

Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете.

КОПЕЙКА К КОПЕЙКЕ – ПРОЖИВЁТВСЯ СЕМЕЙКА.

Нами освоены сервисы, изучены медиапродукты, созданы как продукты индивидуальной работы, так и совместной “доска почета”, “словарик финансовой грамотности”, кроссворд, мозаика,  “лента времени”, “опрос” книга «История предпринимательства». Перейдем к самому проекту и нашим продуктам.

Этап 1. “Деньги, как и молодость, не знают преград”.

Создана “Азбука финансовой грамотности” – раздел  о правилах обращения с деньгами.Финансовая грамотность – это знания об устройстве финансового рынка, финансовых институтах,инструментах, услугах и т. д., об их предназначении, функциях и отличии друг от друга.

МЫ создали!СЛОВАРЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. А так же мы предлагаем изучить.Словарь финансовых терминовРолик о финансовой грамотеФинансовая грамотность за 8 минут.Основы финансовой грамотности. Создана доска почёта

https://sites.google.com/site/doskapocetamenedzerov/home

Лента «История предпринимательства РБ».

https://www.timetoast.com/timelines/98625bd4-8344-453d-927f-7aa031792133

2 этап. “Выбирая цель, цельтесь выше, не боясь попасть в звёзды”

Тема исследования. Какие качества необходимы предпринимателю?

Объект исследования. Образ современного предпринимателя.

Цели и задачи исследования:

  1. Изучить образ предпринимателя в разные исторические эпохи.
  2. Взять интервью у известного и успешного предпринимателя Вашего города (области, страны).
  3. Сформировать собирательный образ предпринимателя по результатам работы на этапе.

Результаты исследования (конечный продукт):

Электронная книга “Исторический облик предпринимателя” , интервью с предпринимателем, рисунок “Собирательный образ предпринимателя”.

Найдите слова, которые связаны с финансовой грамотностью.

http://learningapps.org/watch?v=psiwdzvb516

Интервью.Смольская Марина Владимировна индивидуальный предприниматель магазин “SERGE”.
http://files.mail.ru/C203C38EA9DA449495656AE66D129102

Создать  ролик -интервью, легко тому кто умеет. Дать интервью не легко. Надо собраться с мыслями, подумать над вопросами и ответами на них. Но мы справились! Вика и Катя брали интервью, снимали, записывали, они же вместе и монтировали видео. Марина Владимировна отвечала на все вопросы, давала наставления, желала не бояться своего дела. Если есть мечта надо её притворять в жизнь своими руками. У бога нет других рук.  

3 этап. “Измени мышление, и ты изменишь свою жизнь”

Тема исследования.Что нужно для успешного бизнеса?

Объект исследования.Бизнес планирование.

Задачи исследования:

  1. Составить каталог бизнес идей.
  2. Изучить информацию по составлению бизнес-плана.
  3. Изучить законодательную базу регулирующую предпринимательскую деятельность.

Результаты исследования (конечный продукт). Каталог идей для бизнеса, сетевая публикация “Алгоритм составления бизнес-плана”

http://ru.calameo.com/read/00483367714ac4f4ac289,

ментальная карта “Законодательная база предпринимательства”https://www.spiderscribe.net/app/?365fe0ed64c2cf2c549a312ad33eba40.

Кроссворд, как дополнительное задание (бонус) для тех, кто комментировал наши работыhttp://puzzlecup.com/crossword-ru/?gueshttp://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=088D0EB8619314B8

Наши выводы. Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна?

Финансовая грамотность – это способность человека эффективно управлять личными финансами для достижения своих жизненных целей.

Финансовая грамотность включает в себя способность вести учет всех доходов и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, создавать сбережения, чтобы обеспечить настоящее и будущее

Как мы видим, источниками информации могут быть средства массовой информации на печатной основе (книги, газеты, журналы) или электронные средства передачи информации (видео, компьютерные сети, Интернет и т.д.).   

Учебно сетевой проект показал как учащиеся умеют  находить,  отбирать нужную  им информацию,  также  умеют  выделять  главное  из  текста , кратко и четко записывать эту информацию, используя специальные  сервисы. Кроме того, используя технологии медиаобразования,  привлечение видео или компьютера,  можно эффективно воздействовать на систему коммуникации,  сложившуюся  в  самой  системе  образования  (учитель – учащийся), с  тем,  чтобы  усовершенствовать  учебный процесс, решать  уже  не только  социокультурные,  но  и  дидактические  задачи. 

На мой взгляд, наиболее эффективным будет использование активных и интерактивных  форм проведения занятий с внедрением элементов медиаобразования.  

В  заключение  следует  сказать,  что  интеграция  элементов  медиаобразования с курсом математики может быть достигнута органичным способом достижения поставленных целей. Следует находить как можно больше пересечений  математики  и  внепредметных  информационных  потоков о финансовой грамотности. 

Аристова Л.С. учитель математики, категории «учитель-методист» ГУО «Речицкий районный лицей»