Рекомендации по профилактике и преодолению школьной тревожности для родителей и педагогов
Рекомендации для родителей:
- необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на не полное право;
- помочь ребенку в преодолении тревоги, создавая условия, в которых ему будет не так страшно;
- делайте вместе с ребенком, но не вместо него;
- можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени (боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то);
- не забывайте, что ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей;
- если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним;
- будьте сами более оптимистическими, следите за выражением своего лица, чаще улыбайтесь, убеждайте ребенка, что все будет хорошо;
- старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу ”нет худа без добра”;
- если ребенок напряжен, предложите ему упражнения на расслабление: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.
Рекомендации для учителей:
- избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость;
- не сравнивайте ребенка с окружающими;
- доверяйте ребенку, будьте с ним честным и принимайте его таким какой он есть;
- чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;
- способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что;
- чаще обращайтесь к ребенку по имени;
- демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
- не предъявляйте ребенку завышенных требований; если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить;
- будьте последовательны в воспитании ребенка, и не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше;
- старайтесь делать ребенку меньше замечаний;
- используйте наказание лишь в крайних случаях;
- не унижайте ребенка, наказывая его;
- общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей;
- помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал бы себя ущемленным.
Общие принципы работы с тревожными детьми:
- дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;
- рисовать и разыграть пугающие ситуации;
- создать ситуацию успешности, компетентности;
- дать выход активности и агрессии ребенка.