История профсоюзного движения Беларуси

Первые профсоюзы на территории современной Беларуси появились в 1890-х годах. К 1904 году практически во всех крупных городах уже были созданы объединения по профессиональному признаку. Именно этот год – отправная точка истории профсоюзного движения Беларуси.

Новая глава в истории белорусского профдвижения началась
в 1917-м, одновременно с летописью первого в мире государства рабочих и крестьян. После Октябрьской революции профсоюзы получили то, чего добивались многие годы. Совет Народных Комиссаров принял декрет, которым были установлены 8-часовой рабочий день, обеденный перерыв не короче часа, правила сверхурочных работ, исключен труд женщин и несовершеннолетних в ночную смену, запрещен наем подростков до 14 лет.

Профсоюзы стали активными участниками всех важных этапов становления молодой Советской Республики – от создания промышленных предприятий, развития сельской кооперации до стахановского движения. Параллельно занимались улучшением системы оплаты труда, нормированием рабочего дня, контролем за безопасностью производства, заключением коллективных договоров.

С первых дней Великой Отечественной войны белорусские профсоюзы включились в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками по всем направлениям: воевали на фронте, участвовали в организации госпиталей, строительстве оборонительных сооружений и формировании истребительных батальонов, входили в отряды народного ополчения.

Особой главой в начале войны стала эвакуация промышленных предприятий. Нужно было обеспечить перевозку сотен тысяч людей, спасти производственные объекты. Трудовые коллективы работали круглосуточно. Могилевский завод авиационного моторостроения, Витебский станкостроительный завод, Кричевский цементный, “Знамя индустриализации”, “Гомсельмаш” – оборудование этих и более сотни других предприятий под непрекращающимися бомбежками и танковыми ударами отправляли в тыл.

Но предстояло еще запустить заводы и фабрики в эвакуации. “Всё для фронта. Всё для Победы!” – под этим лозунгом уже осенью
1941-го предприятия начали выпускать оборонную продукцию. Необходимо было заботиться и о жизни тех, кто в тылу ковал Победу. Прежде всего – обеспечить тружеников питанием. В этом большую роль сыграли созданные на предприятиях при активном участии профсоюзов отделы снабжения.

В независимой Беларуси правопреемницей Белорусского республиканского совета профессиональных союзов, действовавший в советское время, стала Федерация профсоюзов Беларуси. Так, 4–6 октября 1990 г. XVII съезд профсоюзов Беларуси, который состоялся в Минске, по факту был первым съездом Федерации профсоюзов Беларуси.

Учредителями ФПБ стали профессиональные союзы, которые были представлены на I съезде ФПБ и подписали Декларацию об образовании Федерации профессиональных союзов Беларуси. Эти события стали новой отправной точкой в развитии профсоюзного движения страны.

В 1992–1995 гг. был принят ряд законодательных актов, регулирующих деятельность профсоюзов. Так, Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-XII “О профессиональных союзах” гарантирует гражданам право беспрепятственного создания и деятельности профсоюзов, защищает объединение от вмешательства органов исполнительной власти, а также делает их главным субъектом регулирования коллективных договорных отношений.

Важным этапом на пути практической реализации системы социального партнерства стало формирование Национального совета по трудовым и социальным вопросам в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 “О развитии социального партнерства в Республике Беларусь”. Этим документом закреплено, что развитие системы социального партнерства в Республике Беларусь является одной из важнейших государственных задач. Также определено, что представительство интересов работников на республиканском уровне осуществляют республиканские объединения профсоюзов.

Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, в состав которого входят представители правительства, республиканских объединений профсоюзов и нанимателей, вырабатывает договоренности по наиболее острым и актуальным вопросам трудовой, социально-экономической сферы. Социальные партнеры подписывают Генеральное соглашение, на основе которого в регионах и отраслях заключаются местные и тарифные соглашения, в организациях и на предприятиях – коллективные договоры. Именно эти локальные правовые акты дают возможность работникам получить льготы и гарантии свыше установленного законодательством.

Однако после 1995 года ряд лидеров ФПБ того времени вместо непосредственно профсоюзной работы вступили в политическое противостояние, хотя это противоречит уставным задачам организации. В результате профсоюзы потеряли авторитет среди своих членов, а вместе с ним и способность координировать отношения между трудящимися, нанимателями и властью. Главные цели профсоюзного движения в ходе этого противостояния были забыты, в связи с чем начался массовый выход работников из профсоюзов. К 2002 году профсоюзы потеряли около 1,8 млн своих членов. Президиум Совета ФПБ, состоявший только из руководителей отраслевых профсоюзов, оказался оторванным от реальной жизни трудящихся и не был способен управлять ситуацией.

Внеочередной IV съезд ФПБ 18–19 сентября 2002 года снял напряжение в трудовых коллективах Беларуси и положил конец кризисным явлениям в профсоюзном движении республики. Съезд принял все необходимые решения по важнейшим для профсоюзов вопросам, избрал новый состав всех высших органов ФПБ, что послужило началу обновления и укрепления профсоюзного движения. В ФПБ возвратились все ранее вышедшие из нее организации. Кризис, охвативший профсоюзное движение Беларуси, к 2004–2005 годам был преодолен.

С 2003 года в ФПБ действует централизованная юридическая консультация, услугами которой могут пользоваться все члены профсоюзов на бесплатной основе. Принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 “Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами”, которым определено, что общественный контроль профсоюзы проводят в форме проверок и мониторингов по таким направлениям, как соблюдение законодательства о труде; соблюдение законодательства об охране труда; соблюдение законодательства о профсоюзах; за выполнением коллективного договора (соглашения).

Для непосредственного влияния на формирование законодательства в трудовой и социально-экономической сферах Федерация профсоюзов Беларуси принимает активное участие в разработке нормативных правовых актов. При непосредственном участии ФПБ разрабатывались и были приняты законы с выраженной социальной направленностью (законы о минимальной заработной плате, социальном обеспечении, общих началах государственной молодежной политики, правах ребенка, ветеранах, социальной защите инвалидов и др.).

На постоянной основе ФПБ работает над совершенствованием трудового законодательства. Например, по инициативе ФПБ законодательство о контрактах дополнено нормами, закрепляющими дополнительные гарантии для ряда категорий работников, таких как беременные женщины, женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, работники предпенсионного возраста, добросовестно работающие и не допускающие нарушений трудовой и исполнительской дисциплины. Федерация профсоюзов добилась закрепления нормы об обязательном участии представителей соответствующих профсоюзов в обсуждении условий контракта нанимателя с работником.

В целом по предложению ФПБ в Трудовой кодекс, другие законодательные акты внесены десятки поправок, усиливающих гарантии для трудящихся.

Для совершенствования законодательства в сфере охраны труда с участием Федерации профсоюзов разработан и принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность работодателей, а также обязанности и ответственность работников. ФПБ добилась изменения ряда норм Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По требованию ФПБ введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Беларусь, принята новая редакция Закона Республики Беларусь “Об охране труда”.

Профсоюзный актив всегда принимал участие в организации и проведении всех электоральных кампаний. Например, в 2020 году Федерация профсоюзов Беларуси выступила в поддержку кандидата в Президенты Республики Беларусь Александра Лукашенко, поскольку программа кандидата совпадала с уставными целями и задачами профсоюзов: улучшение материального положения и условий жизни людей, обеспечение полной и продуктивной занятости населения. Профсоюзы активно участвовали на всех этапах электоральной кампании – от работы в инициативных группах до выдвижения своих представителей в состав избирательных комиссий и в национальные наблюдатели.

Также профсоюзные активисты были участниками всебелорусских народных собраний и активно работали над созданием программ социально-экономического развития страны.

Председатели национального профцентра – В.И. Гончарик (1986–2001), Ф.П. Витко (2001–2002), Л.П. Козик (2002–2014), М.С. Орда (2014–2024), Ю.А. Сенько (с 2024 г.)