Причины суицида

Причины суицида

Сообщения покончить с жизнью возникают без внешних провокаций и, как правило, проявляются в виде шантажа близких: «Ах, вот вы как! А я, значит, так сделаю!». Мотивами суицида у подростков и детей выступают следующие:

$1      Отсутствие зрелого понимания смерти. Подросток не отдает себе отчета в том, что смерть – это навсегда. Он думает, что вот попугаю «их» и все вернется назад и проблемы исчезнут. Осознание смерти и страх ее формируется лишь к 18 и позже годам.

$1      Нет в обществе признанной идеологии. В стране, где нет устойчивых понятий о родине, о семье и прочем, подростки гораздо чаще чувствуют себя ненужными и пребывают в депрессии.

$1      Раннее начало половой жизни. Имеет 2 стороны: с одной подростки чувствуют себя взрослыми, а с другой раннее начало интимной жизни приводит к серьезным разочарованиям. Например, это может быть потеря возлюбленного (он/она бросил меня), нежеланная и, естественно, неожиданная беременность, половые болезни и прочее. Таким образом утрачивается цель жизни и невозможно наметить пути достижения.

$1      Психические состояния. Депрессии и различные психозы в трети случаев ведут к самоубийствам у детей. Такие подростки утрачивают вкус к жизни, не могут испытывать яркие  положительные эмоции и наслаждение от того, от чего получали ранее. Ребенок ощущает безнадежность, безысходность, вину и самоосуждение, становится раздражительным и тревожным. К соматическим проявлениям тревоги относятся дрожание, частое дыхание и сухость губ. Подросток либо мучается бессонницей, либо сонлив днем, возникают необъяснимые боли в голове или животе. Психогенные нарушения и психические состояния обусловлены серьезными потерями (утрата здоровья, смерть близких или друга, перемена места жительства).

$1      Физическое состояние. Дети, у которых имеются серьезные заболевания: туберкулез, онкологическая патология или проблемы с сердцем. Причем попытка суицида случается на этапе обследования, когда диагноз еще не установлен.

$1      Прочие.

-Дисгармоничные отношения в семье — длительные и непрекращающиеся конфликты с родителями, братьями/сестрами.

-Саморазрушаемое поведение у подростка — к этому пункту относится неумеренное потребление алкоголя, наркомания, общение с асоциальной компанией.

-Школьные отношения. Подростки большую часть времени проводят в школе, где у них могут быть конфликты как с учителями, так и с одноклассниками.

-Материальные и бытовые трудности. Это редкая причина самоубийств у подростков.

Говорить конкретно о каком-либо одном мотиве суицида нецелесообразно. К суицидальному поведению приводят сочетание нескольких опасных факторов, которые сохраняются продолжительное время.

Подростки, предрасположенные к суициду

Выделяют так называемые «группы риска», в которые входят подростки, имеющие один или несколько факторов, значительно увеличивающих вероятность суицида. Высокий суицидальный риск  отмечается при наличии следующих обстоятельств:

$1·         парасуицид, то есть в анамнезе имеется неудачная (незаконченная) попытка самоубийства – вероятность повторной попытки суицида составляет 30%;

$1·         аутоагрессия – стремление к самоповреждению;

$1·         самоубийства среди родственников;

$1·         алкоголизм и наркомания (продолжительный прием алкоголя или наркотиков усугубляет депрессию, обостряет чувство вины и собственной никчемности) – у несовершеннолетних вероятность суицида составляет 25 – 30% и в ряде случаев возрастает до 50;

$1·         суицидальные угрозы (и прямые, и скрытые);

$1·         подростки – «одиночки», не умеющие устанавливать нормальные межличностные отношения;

$1·         депрессивные состояния, особенно затяжные;

$1·         сверхкриктика к самому себе;

$1·         наличие хронических или смертельных заболеваний;

$1·         перенесенные унижения или тяжелые утраты (потеря близкого, друга, родственника);

$1·         психологическая неудовлетворенность (несоответствие между реальными достижениями и предполагаемыми успехами);

$1·         проблемы в семье (развод родителей и прочее);

$1·         ощущение тотального одиночества (подростки, отвергнутые окружением).

Что хочет показать подросток

Какие цели преследуют подростки – суициденты:

$1·         Протест или месть. Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». В данном случае мысль о суициде возникает импульсивно, а конфликт имеет острый характер.

$1·         Призыв. Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию. В данном случае суицидальное поведение также развивается остро, а попыткой суицида часто выступает самоотравление.

$1·         Избежание наказания/страдания. Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.

$1·         Самонаказание. Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.

$1·         Отказ. Подобный тип  — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.

Типичные признаки готовящегося суицида

Для того, чтобы вовремя распознать желание подростка покончить с жизнью, взрослые, особенно педагоги и родители, должны знать и уметь выявлять признаки суицидального поведения у несовершеннолетних.

Эмоциональные нарушения

На первый план в планировании самоубийства выходят различные эмоциональные нарушения:

$1·         утрата аппетита, либо, напротив неуправляемое обжорство;

$1·         проблемы со сном (бессонница или дневная сонливость на протяжении нескольких дней);

$1·         постоянные жалобы на беспричинные соматические недомогания (абдоминальные или головные боли, постоянная усталость, запоры, сухость языка и прочие);

$1·         безразличие к собственной внешности;

$1·         постоянное ощущение собственной никчемности и одиночества, тоски или вины;

$1·         пребывание в состоянии скуки, угрюмости, злобности, ворчливости или тоски;

$1·         отказ от контактов, общения с друзьями и семьей, становление «человеком – одиночкой»;

$1·         рассеянность внимание, от чего снижается качество выполненной работы;

$1·         мысли о смерти;

$1·         неопределенность в будущем;

$1·         неконтролируемые и внезапные приступы гнева;

$1·         мотивированные или немотивированные страхи;

$1·         ненависть к благополучию окружающих.

Поведенческие признаки

Также в клинике суицидального поведения имеются характерные поведенческие признаки:

$1·         наведение порядка в своих делах (помириться со старыми врагами, раздарить ценные и дорогие подростку вещи, наведение тщательного порядка в своих личных вещах: в комнате, в шкафу, на письменном столике);

$1·         прощание в виде признательности разным людям за оказанную помощь и содействие в различные отрезки жизни;

$1·         удовлетворенность внешне в виде прилива энергии (решение принято, план выверен, исчезновение сомнения, успокоение и внешняя расслабленность);

$1·         радикальная перемена в поведении: пропуск школьных занятий, неряшливость во внешнем виде, невыполнение домашних заданий, уход от общения с одноклассниками, смена эйфорического состояния на приступы отчаяния;

$1·         изменения речи: медлительность или ускоренность и экспрессивность, краткость ответов или их отсутствие;

$1·         письменные подтверждения (дневниковые записи, письма).

Признаки депрессии

Зачастую суицидальному поведению сопутствует депрессия. Для депрессивных состояний характерно:

$1·         снижение способности концентрироваться и четко мыслить;

$1·         утрата чувства удовлетворения в ситуациях, вызывающих позитивные эмоции;

$1·         вялость и постоянная усталость, заторможенность речи и движений;

$1·         отсутствие эффективности в учебном процессе и бытовых делах;

$1·         ощущения себя неполноценным и бесполезным, потеря самоуважения;

$1·         расстройства сна;

$1·         пессимизм в отношении будущего;

$1·         неадекватная реакция на похвалы;

$1·         ощущение горькой печали с переходом в плач;

$1·         расстройства аппетита, и, как следствие, увеличение или потеря веса;

$1·         постоянные размышления о смерти/суициде; потеря полового влечения.

Диагностика

Близкое окружение (педагоги и родители, друзья и одноклассники) считают, что диагностика суицидального поведения не представляет особой сложности (уж я-то сразу замечу, что у ребенка/друга/одноклассника не все в порядке).

В действительности, все гораздо сложнее, и «упущенные» суициденты достигают своей цели только потому, что оказываются неуслышанными. Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.

Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:

$1ü  беседа с ребенком;

$1ü  постоянное наблюдение за подростком;

$1ü  сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;

$1ü  психологические тесты.

В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания, на которые важно обратить внимание:

$1Ø  меня не любят;

$1Ø  я не нужен, я бесполезный человек;

$1Ø  я не желаю никого видеть, и тем более общаться;

$1Ø  жизнь бессмысленна;

$1Ø  прощайте (это был мой последний визит);

$1Ø  не желаю жить;

$1Ø  я умираю;

$1Ø  я не способен это выносить.

Рекомендации родителям

Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения:

$1Ø  Внимательное отношение и разговоры

С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах с подростком родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей. С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении с подростком родителям не допускается упрекать его « постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности. Для повышения самооценки подростка допускается сравнения его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка-завтрашнего».

$1Ø  Новые дела

Положительную роль играет введение в обыденную жизнь ребенка новых дел. Родителям важно вместе с подростком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг). Стоит записать ребенка, как и самих родителей, в тренажерный зал или совместное выполнение утренней гимнастики. Рекомендуется пересмотреть варианты выполнения домашних дел, провести генеральную уборку в доме или даже ремонт. Как вариант – приобрести любое домашнее животное (возможно о нем и мечтал ребенок в детстве), а уход за новым членом семьи мобилизует подростка и настроит на позитивное восприятие жизни.

$1Ø  Соблюдение режима дня

Важно установить и следить за соблюдением режима дня ребенка. Следует обратить внимание на достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры). Улучшение физического состояния первый враг депрессии.

$1Ø  Необходимость консультаций со специалистами (психолог, психотерапевт).

Памятка педагогам

Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения.

Рекомендации педагогам:

$1ü  внимание и слушание подростка (ребенок страдает от одиночества и желает поделиться наболевшим);

$1ü  верная формулировка вопросов, спокойное и доходчивое расспрашивание о сути тревожной ситуации, предложение о помощи;

$1ü  отсутствие осуждения и удивления в ответ на услышанное;

$1ü  признание «беды» ребенка как факт (отрицание проблемы заставляет подростка чувствовать себя никчемным и мелочным);

$1ü  разрушение ореола трагичности о своей смерти у подростка;

$1ü  отказ от утешений, но убедить ребенка во временном характере проблемы;

$1ü  вселение реальной надежды на преодоление трудностей, укрепление его веры в себя и в собственных силах;

$1ü  проявление понимания и сочувствия;

$1ü  осуществление контроля за поведением учащегося, анализ его отношений со сверстниками.

Подростку – суициденту

Каждый человек хоть раз в жизни оказывался, казалось бы, в невыносимой и чудовищной ситуации, когда выходом из нее является лишь добровольный уход из жизни. Но из любого положения всегда есть выход, и найти его – первая задача для человека, решившегося на суицид. В самостоятельной борьбе с кажущимися непреодолимыми трудностями помогут следующие советы:

$1·         Жизнь тебя не оставит, всегда найдется лазейка или промелькнет луч надежды на решение проблемы. Кривая вывезет всегда (как вариант – авось).

$1·         Прими трудную ситуацию как неизбежное, но не перекладывай решение своих проблем на плечи других, пережить кризис сможешь только ты сам, а не кто-то другой.

$1·         Поделись своими мыслями, переживаниями, затруднениями, не избегай общения с людьми.

$1·         Поройся в памяти и припомни человека, который столкнулся подобной или еще более трудной проблемой, вспомни, как он ее преодолел и возьми этого человека за образец.

$1·         Не все поступки и слова окружающих несут цель обидеть тебя и причинить боль. Успокойся и посмотри на отношение к тебе окружающих с другой стороны.

$1·         Формулируй верные выводы. Отрицательный результат (в данном случае поражение) тоже результат и дарит тебе бесценный жизненный опыт.

$1·         Предательство одного человека совсем не означает, что абсолютно все люди «такие», а двойка на экзамене – еще не конец, а лишь начало для серьезной борьбы (в данном случае за знания).

$1·         Не стоит «зацикливаться» на случившемся, пережевывать снова и снова неприятную ситуацию. Забыть ее невозможно, но закинуть «на чердак памяти» вполне реально.

$1·         Занимайся аутотренингом.

$1·         Старайся отлично выглядеть – всем врагам и проблемам назло.

$1·         Не стыдись просить помощи, люди в большинстве своем с удовольствием ее окажут.

$1·         Если есть возможность, оправься в путешествие, неважно, что это ближайшая деревня, дача или просто поход с друзьями.

$1·         Радуй себя даже в мелочах, купи вкусное или очень желанное.

$1·         Займись спортом.