Использование интернет пространства в профориентационной работе с учащимися
Что значит ошибочный или правильный выбор профессии?
Ошибочный выбор профессии связан с ориентацией на:
- Сиюминутное увлечение в момент выбора;
- Компания сверстников и приятелей, иногда поступающих в одно учреждение высшего образования;
- Категорическое мнение родителей и друзей;
- Неизменность избранной профессии;
- На человека, олицетворяющего профессию, но не саму профессию;
- Свои предполагаемые, но не реальные качества.
Правильный и обоснованный выбор профессии предполагает учет, по крайней мере, четырех факторов:
- Свои индивидуальные способности;
- Конъюнктуры рынка труда (какие профессии востребованы);
- Своей информированности о выбираемой профессии и учебном заведении;
- Мнения окружающих (родителей, учителей, друзей и др.) относительно предполагаемого выбора.
Как же выбрать профессию?
Можно предложить следующий алгоритм действия:
- Познать себя и свои возможности (свои интересы, склонности, способности, индивидуальны особенности и др.).
- Составить список подходящих профессий и основных требований к ним.
- Уяснить конъюнктуру рынка труда, то есть сколько и где востребованы данные профессии.
- Использовать разнообразные источники информации о профессии: книги, средства массовой информации, встречи с представителями данной профессии, экскурсии и так далее.
- Сделать осознанный выбор и обсудить его дома, с друзьями и так далее.
- Определиться с вузом, где ты сможешь получить избранную профессию.
Как классный руководитель может помочь с выбором профессии?
Для классного руководителя самое главное – это помочь учащимся сориентироваться в окружающем его мире и потоке информации для самоопределении в профориентационном направлении.
Как лучше это осуществить. Да все, наверное, очень просто:
· Можно проводить встречи с представителями разных профессий, экскурсии.
· Познать себя и свои возможности – можно через различные тесты.
· Ознакомиться со списком профессий и конъюнктурой рынка–можно провести классный час «Мир профессий» используя сайт http://atlas100.ru, где можно узнать о новых появившихся профессий и в скором времени профессий которые вот-вот будут востребованы, узнать что это за профессия и сфера ее приложения.
Online –сервисы в помощь классному руководителю.
Особо хочется остановиться на Online –сервисах или так называемых сайтах расположенных в интернете, где любой классный руководитель может найти для себя материал по профориентации.
Все тесты, которые ориентированы в данном направлении условно можно разделить на автоматические и ручные.
Работа с ручными тестами очень трудоемка по времени. Она требует расхода бумаги для того, чтобы распечатать на каждого учащегося и после проведения теста – еще и ручную обработку полученного материала.
Стоит особо обратить внимание на автоматические Online-тесты. Их тоже можно условно разбить на платные и бесплатные.
Так как у классного руководителя нет возможности оплатить данные тесты, да и не всегда на это согласятся их законные представители, то остается использовать в своей работе бесплатные Online-тесты.
Особо хочется остановиться на следующих, выбранных мной Online-тестах:
· http://prevolio.com/tests.aspx
· http://www.abiturient.by/proftests
· http://how-choose-profession.narod.ru/index.html
· http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/122-tests-guidance
· http://www.testi.ru/test281.htm
· http://vobzore.com/test/test-0222.php
· http://www.topglobus.ru/psihologicheskij-test-vybor-budujushhej-professii
· http://mytests.ru/view/46_2232_0_0.html
· http://www.proftester.ru/metod.php
На данных сайтах можно выбрать тесты и по методике Дж. Холланда и по О.Ф.Потемкиной, и по Е.А. Климова, и по А.Е. Голонштока и по Л. Йовайши. Данные сервисы автоматические и после проведения тестов выдают результат на экран. Некоторые сервисы позволяют вывести результат на бумагу, для того чтобы учащиеся могли рассказать и показать дома родителям и своим друзьям. И по возможности проанализировать полученные результаты в более спокойной для них обстановке.