Причины суицида
Сообщения покончить с жизнью возникают без внешних провокаций и, как правило, проявляются в виде шантажа близких: «Ах, вот вы как! А я, значит, так сделаю!». Мотивами суицида у подростков и детей выступают следующие:
$1 Отсутствие зрелого понимания смерти. Подросток не отдает себе отчета в том, что смерть – это навсегда. Он думает, что вот попугаю «их» и все вернется назад и проблемы исчезнут. Осознание смерти и страх ее формируется лишь к 18 и позже годам.
$1 Нет в обществе признанной идеологии. В стране, где нет устойчивых понятий о родине, о семье и прочем, подростки гораздо чаще чувствуют себя ненужными и пребывают в депрессии.
$1 Раннее начало половой жизни. Имеет 2 стороны: с одной подростки чувствуют себя взрослыми, а с другой раннее начало интимной жизни приводит к серьезным разочарованиям. Например, это может быть потеря возлюбленного (он/она бросил меня), нежеланная и, естественно, неожиданная беременность, половые болезни и прочее. Таким образом утрачивается цель жизни и невозможно наметить пути достижения.
$1 Психические состояния. Депрессии и различные психозы в трети случаев ведут к самоубийствам у детей. Такие подростки утрачивают вкус к жизни, не могут испытывать яркие положительные эмоции и наслаждение от того, от чего получали ранее. Ребенок ощущает безнадежность, безысходность, вину и самоосуждение, становится раздражительным и тревожным. К соматическим проявлениям тревоги относятся дрожание, частое дыхание и сухость губ. Подросток либо мучается бессонницей, либо сонлив днем, возникают необъяснимые боли в голове или животе. Психогенные нарушения и психические состояния обусловлены серьезными потерями (утрата здоровья, смерть близких или друга, перемена места жительства).
$1 Физическое состояние. Дети, у которых имеются серьезные заболевания: туберкулез, онкологическая патология или проблемы с сердцем. Причем попытка суицида случается на этапе обследования, когда диагноз еще не установлен.
$1 Прочие.
-Дисгармоничные отношения в семье — длительные и непрекращающиеся конфликты с родителями, братьями/сестрами.
-Саморазрушаемое поведение у подростка — к этому пункту относится неумеренное потребление алкоголя, наркомания, общение с асоциальной компанией.
-Школьные отношения. Подростки большую часть времени проводят в школе, где у них могут быть конфликты как с учителями, так и с одноклассниками.
-Материальные и бытовые трудности. Это редкая причина самоубийств у подростков.
Говорить конкретно о каком-либо одном мотиве суицида нецелесообразно. К суицидальному поведению приводят сочетание нескольких опасных факторов, которые сохраняются продолжительное время.
Подростки, предрасположенные к суициду
Выделяют так называемые «группы риска», в которые входят подростки, имеющие один или несколько факторов, значительно увеличивающих вероятность суицида. Высокий суицидальный риск отмечается при наличии следующих обстоятельств:
$1· парасуицид, то есть в анамнезе имеется неудачная (незаконченная) попытка самоубийства – вероятность повторной попытки суицида составляет 30%;
$1· аутоагрессия – стремление к самоповреждению;
$1· самоубийства среди родственников;
$1· алкоголизм и наркомания (продолжительный прием алкоголя или наркотиков усугубляет депрессию, обостряет чувство вины и собственной никчемности) – у несовершеннолетних вероятность суицида составляет 25 – 30% и в ряде случаев возрастает до 50;
$1· суицидальные угрозы (и прямые, и скрытые);
$1· подростки – «одиночки», не умеющие устанавливать нормальные межличностные отношения;
$1· депрессивные состояния, особенно затяжные;
$1· сверхкриктика к самому себе;
$1· наличие хронических или смертельных заболеваний;
$1· перенесенные унижения или тяжелые утраты (потеря близкого, друга, родственника);
$1· психологическая неудовлетворенность (несоответствие между реальными достижениями и предполагаемыми успехами);
$1· проблемы в семье (развод родителей и прочее);
$1· ощущение тотального одиночества (подростки, отвергнутые окружением).
Что хочет показать подросток
Какие цели преследуют подростки – суициденты:
$1· Протест или месть. Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». В данном случае мысль о суициде возникает импульсивно, а конфликт имеет острый характер.
$1· Призыв. Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию. В данном случае суицидальное поведение также развивается остро, а попыткой суицида часто выступает самоотравление.
$1· Избежание наказания/страдания. Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.
$1· Самонаказание. Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
$1· Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.
Типичные признаки готовящегося суицида
Для того, чтобы вовремя распознать желание подростка покончить с жизнью, взрослые, особенно педагоги и родители, должны знать и уметь выявлять признаки суицидального поведения у несовершеннолетних.
Эмоциональные нарушения
На первый план в планировании самоубийства выходят различные эмоциональные нарушения:
$1· утрата аппетита, либо, напротив неуправляемое обжорство;
$1· проблемы со сном (бессонница или дневная сонливость на протяжении нескольких дней);
$1· постоянные жалобы на беспричинные соматические недомогания (абдоминальные или головные боли, постоянная усталость, запоры, сухость языка и прочие);
$1· безразличие к собственной внешности;
$1· постоянное ощущение собственной никчемности и одиночества, тоски или вины;
$1· пребывание в состоянии скуки, угрюмости, злобности, ворчливости или тоски;
$1· отказ от контактов, общения с друзьями и семьей, становление «человеком – одиночкой»;
$1· рассеянность внимание, от чего снижается качество выполненной работы;
$1· мысли о смерти;
$1· неопределенность в будущем;
$1· неконтролируемые и внезапные приступы гнева;
$1· мотивированные или немотивированные страхи;
$1· ненависть к благополучию окружающих.
Поведенческие признаки
Также в клинике суицидального поведения имеются характерные поведенческие признаки:
$1· наведение порядка в своих делах (помириться со старыми врагами, раздарить ценные и дорогие подростку вещи, наведение тщательного порядка в своих личных вещах: в комнате, в шкафу, на письменном столике);
$1· прощание в виде признательности разным людям за оказанную помощь и содействие в различные отрезки жизни;
$1· удовлетворенность внешне в виде прилива энергии (решение принято, план выверен, исчезновение сомнения, успокоение и внешняя расслабленность);
$1· радикальная перемена в поведении: пропуск школьных занятий, неряшливость во внешнем виде, невыполнение домашних заданий, уход от общения с одноклассниками, смена эйфорического состояния на приступы отчаяния;
$1· изменения речи: медлительность или ускоренность и экспрессивность, краткость ответов или их отсутствие;
$1· письменные подтверждения (дневниковые записи, письма).
Признаки депрессии
Зачастую суицидальному поведению сопутствует депрессия. Для депрессивных состояний характерно:
$1· снижение способности концентрироваться и четко мыслить;
$1· утрата чувства удовлетворения в ситуациях, вызывающих позитивные эмоции;
$1· вялость и постоянная усталость, заторможенность речи и движений;
$1· отсутствие эффективности в учебном процессе и бытовых делах;
$1· ощущения себя неполноценным и бесполезным, потеря самоуважения;
$1· расстройства сна;
$1· пессимизм в отношении будущего;
$1· неадекватная реакция на похвалы;
$1· ощущение горькой печали с переходом в плач;
$1· расстройства аппетита, и, как следствие, увеличение или потеря веса;
$1· постоянные размышления о смерти/суициде; потеря полового влечения.
Диагностика
Близкое окружение (педагоги и родители, друзья и одноклассники) считают, что диагностика суицидального поведения не представляет особой сложности (уж я-то сразу замечу, что у ребенка/друга/одноклассника не все в порядке).
В действительности, все гораздо сложнее, и «упущенные» суициденты достигают своей цели только потому, что оказываются неуслышанными. Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.
Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:
$1ü беседа с ребенком;
$1ü постоянное наблюдение за подростком;
$1ü сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
$1ü психологические тесты.
В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания, на которые важно обратить внимание:
$1Ø меня не любят;
$1Ø я не нужен, я бесполезный человек;
$1Ø я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
$1Ø жизнь бессмысленна;
$1Ø прощайте (это был мой последний визит);
$1Ø не желаю жить;
$1Ø я умираю;
$1Ø я не способен это выносить.
Рекомендации родителям
Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения:
$1Ø Внимательное отношение и разговоры
С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах с подростком родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей. С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении с подростком родителям не допускается упрекать его « постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности. Для повышения самооценки подростка допускается сравнения его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка-завтрашнего».
$1Ø Новые дела
Положительную роль играет введение в обыденную жизнь ребенка новых дел. Родителям важно вместе с подростком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг). Стоит записать ребенка, как и самих родителей, в тренажерный зал или совместное выполнение утренней гимнастики. Рекомендуется пересмотреть варианты выполнения домашних дел, провести генеральную уборку в доме или даже ремонт. Как вариант – приобрести любое домашнее животное (возможно о нем и мечтал ребенок в детстве), а уход за новым членом семьи мобилизует подростка и настроит на позитивное восприятие жизни.
$1Ø Соблюдение режима дня
Важно установить и следить за соблюдением режима дня ребенка. Следует обратить внимание на достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры). Улучшение физического состояния первый враг депрессии.
$1Ø Необходимость консультаций со специалистами (психолог, психотерапевт).
Памятка педагогам
Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения.
Рекомендации педагогам:
$1ü внимание и слушание подростка (ребенок страдает от одиночества и желает поделиться наболевшим);
$1ü верная формулировка вопросов, спокойное и доходчивое расспрашивание о сути тревожной ситуации, предложение о помощи;
$1ü отсутствие осуждения и удивления в ответ на услышанное;
$1ü признание «беды» ребенка как факт (отрицание проблемы заставляет подростка чувствовать себя никчемным и мелочным);
$1ü разрушение ореола трагичности о своей смерти у подростка;
$1ü отказ от утешений, но убедить ребенка во временном характере проблемы;
$1ü вселение реальной надежды на преодоление трудностей, укрепление его веры в себя и в собственных силах;
$1ü проявление понимания и сочувствия;
$1ü осуществление контроля за поведением учащегося, анализ его отношений со сверстниками.
Подростку – суициденту
Каждый человек хоть раз в жизни оказывался, казалось бы, в невыносимой и чудовищной ситуации, когда выходом из нее является лишь добровольный уход из жизни. Но из любого положения всегда есть выход, и найти его – первая задача для человека, решившегося на суицид. В самостоятельной борьбе с кажущимися непреодолимыми трудностями помогут следующие советы:
$1· Жизнь тебя не оставит, всегда найдется лазейка или промелькнет луч надежды на решение проблемы. Кривая вывезет всегда (как вариант – авось).
$1· Прими трудную ситуацию как неизбежное, но не перекладывай решение своих проблем на плечи других, пережить кризис сможешь только ты сам, а не кто-то другой.
$1· Поделись своими мыслями, переживаниями, затруднениями, не избегай общения с людьми.
$1· Поройся в памяти и припомни человека, который столкнулся подобной или еще более трудной проблемой, вспомни, как он ее преодолел и возьми этого человека за образец.
$1· Не все поступки и слова окружающих несут цель обидеть тебя и причинить боль. Успокойся и посмотри на отношение к тебе окружающих с другой стороны.
$1· Формулируй верные выводы. Отрицательный результат (в данном случае поражение) тоже результат и дарит тебе бесценный жизненный опыт.
$1· Предательство одного человека совсем не означает, что абсолютно все люди «такие», а двойка на экзамене – еще не конец, а лишь начало для серьезной борьбы (в данном случае за знания).
$1· Не стоит «зацикливаться» на случившемся, пережевывать снова и снова неприятную ситуацию. Забыть ее невозможно, но закинуть «на чердак памяти» вполне реально.
$1· Занимайся аутотренингом.
$1· Старайся отлично выглядеть – всем врагам и проблемам назло.
$1· Не стыдись просить помощи, люди в большинстве своем с удовольствием ее окажут.
$1· Если есть возможность, оправься в путешествие, неважно, что это ближайшая деревня, дача или просто поход с друзьями.
$1· Радуй себя даже в мелочах, купи вкусное или очень желанное.
$1· Займись спортом.