ЦЕЛЬ РАБОТЫ НОЛ – выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно- исследовательской и творческой деятельности учеников.
Основные задачи НОЛ
- формирование системы научных взглядов учащихся;
- развитие интереса к исследованию окружающей естественной и социальной среды;
- развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением кружающего мира;
- создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;
- пропаганда знаний об окружающем мире;
- участие в проводимых в рамках деятельности лицея , района, города олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.
Направления деятельности
- организация исследовательской деятельности учащихся;
- организация семинаров, конференций в рамках деятельности лицея;
- участие в выработке решений, касающихся внутренней жизни лицея, в рамках лицейского самоуправления;
- осуществление контактов с представителями науки, творческой интеллигенции,общественных движений, других образовательных учреждений города и страны;
- распространение и пропаганда материалов о своей деятельности.
Секции НОЛ «Фотон»: историко-краеведческая, эколого-биологическая, физико-математическая, лингвистическая (русский язык и литература, белорусский язык и литература, иностранные языки), психолого-педагогическая.
Ф – фантазия
О – оригинальность
Т – творчество
О – оптимизм
Н – наука
Ф – факты.
Через участие в этом проекте мы учимся взрослой жизни. У нас есть свои герб, флаг и гимн, и чувство сопричастности к взрослой жизни, т.к. именно в общественной деятельности мы учимся быть настоящими гражданами своей Родины. Свои мысли, видение мира мы отображаем на страницах газеты «Речицкий лицей».
О – оперативность.
Главная задача общества – дать каждому ученику возможность:
– принимать участие в научных экспериментах и исследованиях;
– развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности;
– осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке;
– приобрести начальные навыки исследовательской деятельности;
– учится общению со сверстниками и единомышленниками.
Благодаря этой целенаправленной работе мы успешно участвуем в республиканских, областных, районных мероприятиях, занимаем призовые места. В копилке лицея участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах «Кенгуру», «Зубренок», «Инфомышка», «Лингвистенок», «Буслік”, “Журавлик”.
Важным событием в жизни лицейского научного общества является Декада Науки. А также районные научные чтения учащихся «Золотые россыпи», инициаторами проведения которых стали лицеисты. Лицеисты стали участниками и призёрами Международной научной конференции молодых учёных “Молодёжь в науке” и форума студенческой и учащейся молодёжи “Первый шаг в науку” в г. Минске, Мележевских чтений в г. Гомеле, фестиваля «КоллегиУМ-200(6)7», 11-й областного конкурса научных биолого-экологических работ “Молодежь и экологические проблемы современности”, Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», республиканского конкурса «Общность народов – общность литератур», областного лингвистического конкурса «Знай и люби русский язык», 13 республиканской конференции общеобразовательных учреждений. На базе лицея проводится областная НПК по математике, её приложениям и информационным технологиям «Поиск». В этом году 8 лицеистов стали дипломантами НПК.
Т – творчество.
Темы работ, которые пишут наши ребята, носят различный характер. Постоянно пополняется банк исследовательских тем, типов и форм работ, изданы 3 сборника ученических творческих и исследовательских работ. Учащиеся создают проекты, компьютерные презентации и авторские сайты, пишут сценарии, сочиняют стихи и песни, участвуют в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, ставят спектакли, проводят литературно-музыкальные композиции, выступают в концертах и на фестивалях, участвуют в КВН и «Что? Где? Когда?», проявляют не только свои творческие способности, но и огромное трудолюбие, без которого истинный талант невозможен.
О – опыт.
Мы считаем, что результатом познания непременно должно являться изменение нас самих, наше развитие, овладение новыми способами действия, а значит, становление каждого из нас как личности. Безусловно, мы не состоялись бы, если бы не наши учителя, именно они и являются нашими вдохновителями, генераторами новых идей и надёжными друзьями. Нас объединяет жажда открытий и стремление к совершенству.
Совместная научно-исследовательская и просветительская деятельность учителей и учащихся — это работа во имя будущего. Атмосфера творчества, обмен идеями в интеллектуальной среде раскрывают творческий потенциал личности, готовят нас к «большой жизни».
Работая над темами своих рефератов, мы поняли, что наши учителя через НОЛ «Фотон» превратили серьезную интеллектуальную деятельность в увлекательное занятие. Дали еще одну возможность раскрыться талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение.
Н – новшество.
Говорят, что настоящего исследователя отличает от других людей особого рода голод — к поиску, парадоксам и решениям. Как когда-то Альберт Эйнштейн, мы надеемся совершить переворот в науке. Не случайно девиз нашего общества «Каждый человек – личность, каждый человек уникален! Каждый человек изначально талантлив».
Работа в НОЛ даёт возможность раскрыться всем ребятам, оставить частичку себя на этом глобусе, который символизирует нашу пёструю, порой сложную, но такую увлекательную жизнь. Глобус – это символ мира, символ нашего пребывания в этом мире и воздействия на него. И если своей работой мы принесём пользу, то не есть ли это самое благородное дело – сделать мир лучше, а души людей чище. Но главное у нас – впереди.
Деятельность НОЛ по формированию умений
поисково-исследовательского характера
Любому обществу нужны одарённые дети, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Главная задача НОЛ – дать ученику возможность развить интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Главное правило – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка.
Вступив в НОЛ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.
Научно-исследовательская деятельность предполагает работу каждой секции. В первую очередь, это – задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем. Творческая деятельность каждой секции предполагает подготовку и проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, научных парадов, викторин, вечеров и т.д.
Основным документом работы секции НОЛ является план деятельности на учебный год. План обсуждается на одном из первых занятий и утверждается на заседании НОЛ. В каждой секции избираются управленческие органы. Это необходимо, для того чтобы занятия проходили с максимальным участием всех её членов.
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. Тема отражает характерные черты проблемы. Объект – эта та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования. Цель формируется кратко, точно. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Формами исследовательских работ являются доклад, научная статья, научный ответ, реферат, монография.